Системы рулевого и дистанционного управления для российских и японских лодочных моторов.
Системы дистанционного (ДУ) и рулевого (РУ) управления отечественными и зарубежными лодочными моторами отличаются принципиально. На отечественных моторах Нептун и Вихрь поворот мотора влево, вправо осуществляется с помощью двух тросов, так или иначе проложенных по обеим бортам лодки и закрепленных с одной стороны на рулевой колонке, с другой стороны укрепленных на моторе (как правило с помощью отверстия на ручке для транспортировки мотора). Управление газом и реверсом также осуществляется по такому же принципу, с помощью двух тросов (вперед, назад:1А, 2А, 1Б, 2Б См. Рис.1). Таким образом, для управления отечественными лодочными моторами необходима система тросов, состоящая из 6 (4+2) тросов и установочного комплекта кронштейнов и тяг. Как правило, система рулевого и дистанционного управления комплектуется производителями отечественных лодок и катеров (Прогресс, Казанка, Днепр, Крым, Обь и т.д.). Сами же лодочные моторы производятся уже полностью приспособленными к подобной системе дистанционного и рулевого управления. Наиболее удачным вариантом по мнению водомоторников является система дистанционного и рулевого управления, устанавливаемая на лодках Прогресс и выпускаемая ВАСО (г. Воронеж). В определенной степени комплект РУ и ДУ для отечественных лодочных моторов представляет собой конструктор "сделай сам" и в этом качестве его можно использовать и на других лодках, оборудованных постом управления. Немаловажным является вопрос наличия электрозапуска на лодочном моторе. Установка электростартера. на лодочный мотор производится в заводских условиях, главным образом, из-за необходимости маховика с зубчатым венцом, который должен быть правильно отбалансирован на специальном оборудовании. Сам же электростартер СТ-369 должен быть несколько доработан, в частности для использования на лодочных моторах Нептун-23, Нептун-25 необходимо доработать колокол электростартера.
Рис. 1. Монтаж дистанционного управления на лодочных моторах Нептун-23, Нептун-25, Вихрь-25, Вихрь-30.
- упор;
- хомут;
- шайба, шплинт;
- качалка;
- фиксатор;
- ось;
- ось газа Вихрь, Нептун;
- ползунок;
- ось газа Вихрь, Нептун;
- качалка;
- винт;
- упор;
- наконечник;
- контргайка;
- рукоятка реверса;
- кронштейн реверса;
- упор;
- трос реверса (1А);
- трос газа (1Б);
- трос реверса (2А);
- трос газа (2Б);
- ручка реверса лодочного мотора Вихрь, Нептун;
- защелка.
Комплект поставки дистанционного и рулевого управления:
- Трос – 4 шт.
- Кронштейн реверса – 1 шт.
- Фиксатор – 1 шт.
- Переходник – 1 шт.
- Кронштейн – 1 шт.
- Кронштейн газа – 1 шт.
- Качалка – 1 шт.
- Рукоятка – 1 шт.
- Пластина – 1 шт.
- Кронштейн – 1 шт.
- Прокладка – 1 шт.
- Крышка пульта – 2 шт.
- Сектор – 2 шт.
- Пистон – 1 шт.
- Упор – 2 шт.
- Шайба пружинная диам. 8 – 2 шт.
- Винт М5х50 – 4 шт.
- Винт М8х18 – 1 шт.
- Болт М5х26 – 2 шт.
- Болт М8х44 – 1 шт.
- Гайка М5 – 8 шт.
- Гайка М6 – 1 шт.
- Гайка М8 – 1 шт.
- Шайба 1,5-5-10 – 2 шт.
- Шайба пружинная диам. 5 – 10 шт.
Примечание: рулевая колонка, два троса рулевой колонки и крепеж поставляются вместе с лодкой или могут быть приобретены дополнительно.
Система дистанционного управления для японских лодочных моторов состоит из машинки газ-реверс, двух тросов управления газом и реверсом. Как правило, на машинке расположен ключ (кнопка) запуска электростартера и страховочный тросик (талреп).
Рис. 2. Монтаж дистанционного управления на японских лодочных моторах Tohatsu, Suzuki, Nissan Marine, Yamaha, Honda.
Рулевое управление импортным лодочным мотором осуществляется с помощью руля (штурвала), который установлен на валу рулевого редуктора. Вращательное движение штурвала через рулевой редуктор преобразуется в возвратно- поступательное движение штока боудена (рулевого троса), на конце которого крепится рулевой рычаг, который, в свою очередь, крепится к специальной рейке на нижней части поддона лодочного мотора. Таким образом система рулевого и дистанционного управления лодочным мотором включает 3 троса и принципиально отличается от системы управления отечественными лодочными моторами. Что касается переделки лодочных моторов с ручным румпельным управлением на дистанционное управление, то среди японских производителей этот вопрос решен радикально. Можно приобрести как румпель в сборе с установочным комплектом, так и машинку газ-реверс с электростартером и установочным комплектом (См.Рис.2). Однако рентабельность подобных усовершенствований, ввиду высоких цен производителей на комплектующие детали, вызывает большие сомнения.
С другой стороны, приспособить импортную систему рулевого и дистанционного управления к отечественным лодочным моторам Нептун-23 и Вихрь-30 представляется весьма перспективным. В последнее время в сети интернет появляются публикации о возможности таких приспособлений.
Для этого используются фирменные кулачковые кронштейны - держатели тросов с возвратными пружинами (один для боудена, два для тросов управления газом и реверсом), которые крепятся непосредственно на транец лодки и на корпус лодочного мотора. Электрическая схема запуска и электроснабжения мотора также коммутируется в зависимости от конкретного типа машинки газ-реверс. В любом случае, дискуссия на эту тему нам кажется весьма полезной.
Если у Вас есть личный опыт в этой области, если Вы можете поделиться своими разработками, если у Вас возникли вопросы, напишите нам 9427655@mail.ru, motocontinent@mail.ru.