Двухтактные лодочные моторы против четырехтактных
По статистике от 70 до 80 процентов всех проданных подвесных лодочных моторов являются четырехтактными. Означает ли это, что двухтактные моторы занимают только второе место? Это как посмотреть! На протяжении многих лет 2-х тактники имели не лучшую репутацию неровно работающих, загрязняющих атмосферу двигателей. Все это изменилось. Большинство больших 2-х тактных лодочных моторов с морально устаревшей конструкцией были сняты с производства, на смену им пришли двухтактные инжекторные лодочные двигатели с прямым впрыском топлива, а также 2х-тактные моторы с отдельным масляным впрыском, причем в самом широком диапазоне лошадиных сил. Эти новые движки не только потрясающе экономичны, но и разгоняют судно как сумасшедшие.
Принцип работы двухтактных двигателей с прямым впрыском топлива очень понятен. Впускной и выпускной клапаны открываются и закрываются при помощи юбки поршня при его движении в цилиндре. В отличие от двухтактных двигателей прошлого поколения, в которых топливо подавалось через карбюратор в камеру сгорания в произвольных дозах, а его избыток в результате попадал в выхлоп, современная конструкция топливной системы обеспечивает впрыск топлива в точном количестве и в необходимое время.
Конструкция лодочных моторов с прямым топливным впрыском не предусматривает ни картерного масла, ни масляного фильтра. Вместо этого точно отмерянная струя масла смазывает кольца и подшипники, попадает в камеру сгорания, после чего выходит вместе с выхлопными газами. Очевидно, что при каждой заправке бензобака требуется также и дозаправка масла, хотя, в случае с Evinrude E-TEC с его крупногабаритным масляным баком, масло можно заправлять гораздо реже. Количество масла, попадающее в камеру сгорания, является настолько мизерным, что практически не влияет на уровень выбросов. Тем не менее, расходы на моторное масло неизбежны.
Mercury OptiMax, Evinrude E-TEC, Nissan TLDI и Yamaha HPDI – это все инжекторные лодочные моторы, но каждая марка гордится своим собственным методом впрыска паров топлива в камеру сгорания. Предметом соревнования здесь является способ создания высоконапорной струи топлива, состоящей из капелек микронного размера, что позволяет подвергнуть большую поверхность воздействию кислорода. Очевидно, что чем больше впрыснутого топлива в результате сгорания превращается в тепловую энергию, тем более эффективной и чистой является работа двигателя. Количество энергии, выделяемое при сжигании одного литра бензина, прямо пропорционально количеству километров пробега и обратно пропорционально токсичности выхлопных газов. Когда на бортовой компьютер поступает команда с пульта управления, топливо мгновенно вбрасывается в камеру сгорания, в место того, чтобы (в отличие от карбюраторных двигателей) ждать, пока его втянет ваккум. Реакция дроссельной заслонки незамедлительна.
Сборка двигателей для 4-тактных лодочных моторов Меркурий, Хонда, Ямаха и Suzuki базируется на десятилетиях опыта работы над автомобильными и мотоциклетными двигателями. В соответствии с этим, головки блока цилиндров в них также обвешаны многочисленными клапанами, пружинами, прокладками, стопорными кольцами, толкателями, распредвалами, шестернями, ремнями, и поддонами картеров, заполненными маслом. Со всеми этими конструктивными компонентами, 4-тактники, как правило, весят на 10-20 процентов больше эквивалентных 2-тактников. Для двигателей с конфигурацией V-6 это дополнительное утяжеление от 22 кг до 45 кг. Такая разница в весе может значительно затруднить управление судном, поэтому многие производители лодок были вынуждены модифицировать устаревшие корпуса, чтобы идти в ногу со временем. Четырехтактные подвесные лодочные моторы в основном являются инжекторными. Карбюраторными, как правило, остаются только моторы небольшой мощности. Ни для кого не секрет, что прототипом 4-тактных инжекторных (FI) лодочных двигателей были сложные многопортовые системы, применяемые на автомобилях и мотоциклах. С одной форсункой на цилиндр, стратегически точно расположенной относительно впускного клапана, FI-четырехтактники могут похвастаться чрезвычайно четким откликом дросселя (приёмистостью).
Смазка поршневой группы 4-тактных лодочных моторов происходит путем прокачивания масла через каналы двигателя. Также как на скоростном мотоцикле, жизненно важна замена масла и фильтра каждые 100 часов работы. В противном случае вы рискуете, что грязная смазка уничтожит шейку коленвала. Таким образом, можно с уверенность сказать, что четырехтактные лодочные моторы весьма чувствительны к качеству масла.
Помимо технических различий, 2-тактные и 4-тактные моторы с прямым впрыском топлива, отличаются и по ряду других характеристик. Так, на низких оборотах двухтактники работают более устойчиво и обладают большей приемистостью благодаря преимуществу конструкции поршневой системы, когда поршень перемещается при каждом повороте коленвала, тогда как у четырехтакников он только «собирается с силами», так как для каждого цикла ему необходимы два поворота коленвала. Для компенсации этого недостатка некоторые производители лодочных моторов применяют более низкое передаточное отношение зубчатой передачи. Чем ниже передаточное число, тем больше крутящий момент, а, следовательно, меньше и различие между 2-х и 4-х тактными моторами.
Уникальной особенностью лодочных моторов Меркури является то, что корпус редуктора не только не влияет на работу двигателя, а, напротив, обеспечивает его наддув. Да, вы не ослышались. Также как у несущейся ракеты, у 4-тактного Mercury Verado струя охлажденного воздуха (плотная и до отказа насыщенная кислородом) под давлением нагнетается в камеру сгорания. Нагнетание воздуха обеспечивает высочайшее значение крутящего момента от холостого хода до самого нижнего диапазона оборотов.
Экономия топлива, как для двухтактных с прямым топливным впрыском, так и для четырехтактных подвесных моторов, достигает от 10 до 80 процентов по сравнению с 2-х тактными моторами десятилетней давности. В зависимости от оборотов и загруженности судна, его пробег на крейсерской скорости увеличивается на 30 процентов.
Со своей стороны, Honda наградила свои подвесные лодочные моторы необыкновенно хитроумным газораспределительным механизмом, варьирующимся по времени. Опережение или запаздывание момента зажигания, когда клапаны открываются и закрываются по отношению к коленвалу, способствует либо низкому, либо высокому крутящему моменту и мощному ускорению.
При прочих равных, двухтактный инжекторный мотор стоит меньше и разгоняется заметно быстрее, чем четырехтактный. Что касается уровня шума, и вопреки восприятию, инжекторные 2-тактники работают на несколько децибел тише. Нам только кажется, что они более шумные. Это потому, что 4-тактники звучат с более гармоничной частотой.
Самая большая разница между конкурирующими технологиями измеряется ускорением. 2-тактные инжекторные моторы имеют наилучшее соотношение лошадиной силы к весу, поэтому быстрее выводят лодку на глиссирование. А это немаловажно для большинства судов. Но даже это правило меняется по мере развития технологий. Новейшие подвесные лодочные моторы Yamaha семейства V6 потеряли в весе 112 килограммов по сравнению с предыдущими моделями. Поэтому совсем не удивительно, что они разгоняют лодку так же быстро, как и эквивалентные по мощности двухтактники.
Независимо от того, какой бренд или тип подвесного мотора в конечном итоге вы выберите, в нашем магазине вы сможете купить лодочной мотор, а также моторные масла и необходимые аксессуары по наилучшей цене.